Смазочные материалы для двигателя и основные показатели масел

Цель нашей компании - предложение широкого ассортимента товаров на постоянно высоком качестве обслуживания.
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по этому товару.
Учёными всего мира принято, как за основу лабораторных испытаний, определение физико-химических свойств смазочных материалов по 21 методу их оценки. Мы остановимся только на наиболее интересующих автомобилистов свойствах. Это такие показатели, как: вязкость, температура потери текучести, прокачиваемость моторного масла при низких температурах, общее щелочное число, область применения, температура каплепадения и пенетрация. Чтобы Вам легче было усвоить эти термины, необходимо дать им определение.

Что такое Вязкость? Вязкость - это свойство масла сопротивляться текучести. При исследовании масел определяется динамическая и кинематическая вязкости. Динамическая или абсолютная, даёт более полную информацию вязкостных характеристик. 

Что такое Потеря текучести масла?
Потеря текучести масла или “температура застывания масла” - это температурная точка, при которой масло теряет свойство жидкости и становится желеобразным веществом. Многие автомобилисты часто путают два термина: застывание и замерзание. Термин замерзание применяется только для исследования светлых нефтепродуктов. Например, для керосина или дизельного топлива. Температура застывания масла важна только для физического состояния масла в окружающей среде. Например, в канистре, чтобы из неё доливать масло в двигатель. По классификации SAE J300 температура застывания масла всегда ниже значения максимальной абсолютной вязкости прокачиваемости моторного масла. 

Что такое 
Прокачиваемость моторного масла? 
Прокачиваемость моторного масла
 - это вязкостная характеристика масла при низкой температуре и малой скорости сдвига масляных слоёв. Это очень важный показатель моторного масла при запуске холодного двигателя. Именно в этот момент из картера двигателя начинается забор охлаждённого масла масляным насосом для подачи в магистраль масляного фильтра, а затем по масляным каналам к трущимся деталям для обеспечения их смазкой. Поэтому хорошая прокачиваемость моторного масла зимой очень важна для обеспечения нормальной и долгой работоспособности двигателя. Табличное значение температуры прокачиваемости моторного масла всегда на 10°С ниже, чем температура проворачивания коленчатого вала и на 5°С выше температуры застывания масла.

Что такое 
Общее щелочное число? Общее щелочное число
 - это защитное свойство моторного масла для нейтрализации окисей и кислот, образующихся в процессе работы масла. Чтобы рассчитать, каким общим щелочным числом обязательно должно обладать моторное масло для конкретного топлива, необходимо число процентного содержания серы в топливе умножить на 20. В российских моторных маслах общее щелочное число сокращённо обозначается КОН, а в импортных маслах TBN
Пример. Если дизельное топливо на АЗС содержит 0.5% серы, то масло должно содержать число TBN не менее 10.0.  

Что такое Область применения? Область применения
 - это эксплуатационные свойства смазочного материала. По этим показателям определяют, где разрешается эксплуатировать моторные масла, а где пластичные смазки, где трансмиссионные масла, а где трансмиссионные жидкости.

Что такое Температура каплепадения? Температура каплепадения
 - это температура при которой пластичная смазка начинает плавиться и переходит в состояние жидкости.

Что такое 
Пенетрация? Пенетрация
 
- это степень консистенции пластичных смазок.

Чтобы точно запомнить, как выбирать любой смазочный материал для автомобиля, мы предлагаем разделить все виды масел, автоматических жидкостей и смазок по принципу устройства автомобиля. Практически автомобиль состоит из трёх частей. Это двигателя, трансмиссии и ходовой части или шасси. Начнём с масел для двигателя. И так моторные масла для двигателей внутреннего сгорания.  


Раздел: «Моторные масла для двигателей внутреннего сгорания» это самый сложный и ответственный. Поэтому для начала мы познакомимся с основными требованиями, предъявляемыми международными стандартами к производителям моторных масел и их классификациями. В мире очень много производителей моторных масел и каждая страна-производитель имеет свой стандарт, по которому происходит их изготовление и испытания. Мы будем рассматривать наиболее известные и всемирно принятые классификации по SAE и API.

Классификация вязкости по стандарту SAE (Общества Инженеров Автомобилистов) указана на каждой упаковке с маслом. 

Классификация по эксплуатационным свойствам по стандарту Американского Института Нефти, сокращённо API, указана также на каждой упаковке. 

В разных странах и регионах могут использоваться требования местных производителей. Например, европейские производители дополнительно используют классификацию по системе ACEA – Ассоциация Европейских Изготовителей Автомобилей, а в Японии JASO – Японская Организация Стандартизации Автомобилей, в России – ГОСТ и д.т. Для облегчения выбора по применению смазочных материалов в настоящее время выпущено много международных трансляторов по взаимозаменяемости смазочных материалов разных стран производителей. Все эти справочники адаптированы по взаимозаменяемости большинства видов смазочных материалов под разные стандарты испытаний, предъявляемые к заводам-изготовителям. 

И так, основные критерии, предъявляемые к моторным маслам. Один из самых главных это вязкость.


В разных странах вязкость определяется по разным стандартам. В настоящее время в мире самый распространённый и общепринятый стандарт SAE J300. В основе этого стандарта заложено определение значений кинематической вязкости, динамической вязкости или абсолютной, имитатора холодного пуска двигателя, скорость сдвига масляных слоёв и предельной минусовой температуры прокачиваемости моторного масла. Исходя из классификации по стандарту SAE J300, можно определить какое масло необходимо использовать летом, какое зимой, а какое круглогодично. 

Все моторные масла по вязкости делятся на три группы: летние, зимние и всесезонные.
 
Каждая группа этих масел имеет техническую характеристику только для определённого интервала температурных условий эксплуатации. 

Группа
 Летние масла
 проходят испытания на максимальные и минимальные пределы кинематической вязкости при температуре 100°С по Цельсию, для определения способности масла сохранять определённую вязкость в этом интервале. На практике этот показатель очень важен для сохранения стабильной масляной плёнки на поверхности детали. И на минимальные значения абсолютной вязкости при 150°С по Цельсию при высокой скорости сдвига масляных слоёв, для определения жидкостного трения. 

Вязкость масла очень сильно зависит от температуры. Чем выше температура, тем меньше вязкость. А значит, при возрастании температуры масло становится более жидким и перестаёт максимально защищать трущиеся детали. Масла имеющие высокую вязкость обладают более прочной на разрыв масляной плёнкой. Поэтому высоковязкие масла менее подвержены разрыву масляной плёнки между трущимися деталями. Тем самым предотвращают полусухое или сухое трение, особенно между тяжелонагруженными деталями. Летние масла имеют пять групп вязкости и обозначаются: SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60. 

Группа Зимние масла проходят испытания на минимальные пределы кинематической вязкости при температуре 100°С и максимальные значения абсолютной вязкости при низких температурах, причём значения абсолютной вязкости несут две информации: 

  • Первая о предельной минусовой температуре масла при проворачивании коленчатого вала.
  • Вторая, о максимальной отрицательной температуре покачивания масла в условиях холодного запуска двигателя при низких температурах окружающей среды. Температура максимальной вязкости покачивания масла всегда на 5°С ниже, чем температура максимальной вязкости при тесте имитации холодного пуска двигателя для проворачивания коленчатого вала.
Зимние марки масел имеют шесть групп вязкости и определяются в спецификациях по дополнительной маркировке. После цифры стоит латинская буква W что, означает - Winter – зима и обозначаются по системе SAE: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. 

Группа
Всесезонные масла должны отвечать всем параметрам как летних, так и зимних масел. Всесезонные марки масел имеют двойное обозначение и пишутся через косой штрих или тире. Сначала указываются параметры зимнего класса вязкости, а затем параметры летнего класса вязкости. Например, SAE 15W/40 или SAE 5W-50. Всесезонные масла обладают более широким температурным диапазоном применения по отношению к летним или только к зимним. Всесезонные масла менее зависимы к изменению вязкостных характеристик в условиях от запуска двигателя при минусовых температурах, до рабочей температуры двигателя. 

Некоторые информационные источники по смазочным материалам печатают температурную таблицу, по которой можно определить температурный диапазон применения моторного масла любого производителя. Все эти табличные данные на столько усреднённые, что практически не всегда указывают достоверную информацию по температурному диапазону применения. Например, по классификации SAE J300 действительно есть предельно допустимые значения вязкостных характеристик любого класса масла, но не максимально разрешённого значения завода-производителя. Все производители масла имеют свою индивидуальную рецептуру при компаундировании базового масла присадками. Поэтому каждый изготовитель смазочного материала обязан предоставлять потребителю точные технические характеристики своего продукта.

Для наглядного примера разберём марку моторного масла GUARDOL ECT 10W/30Реальные температурные характеристики, предоставляемые заводом-изготовителем на моторное масло GUARDOL ECT 10W/30 отличаются от данных общего табличного значения. Так потеря текучести этого масла не менее - 40°С градусов. А по значению такой таблицы вязкость масла SAE 10W-30 соответствует потере текучести масла минус 30°С. Т.е., при - 30°С масло становится гелеобразным и теряет свойства прокачиваемости. Значит, эта температура будет являться температурным пределом для забора этого масла масляным насосом для подачи по системе маслопроводов двигателя. Что в действительности не соответствует реальности. 

При работе двигателя моторные масла имеют свойства выгорать. И чем ниже показатель вязкости для лета, тем больше процент потери массы моторного масла на выгорание. Моторесурс двигателя при такой эксплуатации сокращается, а расход масла резко увеличивается. 

Каждый, кто эксплуатирует технику, должен запомнить “золотое правило”:


  • Первое. Степень износа трущихся деталей данного двигателя – это есть главный определитель при подборе вязкости моторного масла для максимальной защиты сопряжённых деталей при рабочей температуре двигателя.
  • Второе. Для автомобилей с пробегом более 100000 км. Чем выше показатель вязкости моторного масла для лета, тем сильнее защищены трущиеся детали. Единственное исключение из этого правила, это точное соблюдение вязкостных значений в период гарантийного обслуживания.
  • ТретьеПоказатель вязкости моторного масла для зимы важен только для запуска холодного двигателя.
  • Четвёртое. На этикетке упаковки цифровое обозначение вязкости моторных масел может быть полезно, только при наличии у продавца данного товара подтверждающей технической документации завода-изготовителя.
  • И самое последнее, это главное. Никогда не приобретайте любые виды смазочных материалов у случайных продавцов.
Следующий показатель моторного масла, это область применения.

Качественные свойства любого смазочного материала, как раз и определяют область его применения. В зависимости от того, какими качествами обладает моторное масло, мы и узнаём можно ли его использовать в дизельный или бензиновый двигатель, или двигатель другой конструкции. Уровень качества моторного масла проходит испытания по двум методам: лабораторным и моторным. 

В 1947 году учёными API (Американского Института Нефти) было предложено разделение обозначений моторных масел на две группы. С тех пор все моторные масла делятся на бензиновые и дизельные:

  • группа масел для бензиновых двигателей обозначается латинской буквой S, а группа масел для дизельных двигателей - обозначается латинской буквой С
  • группа масел для дизельных двигателей имеет дополнительные две подгруппы: для двухтактных и четырехтактных двигателей
Для двухтактных бензиновых двигателей с раздельной системой смешения бензина и масла или общего приготовления в бензобаке данной смеси, производятся специальные беззольные моторные масла. В основном такие виды моторных масел применяются для двигателей мотоциклов, бензопил, снегоходов и т.д. 

Все группы моторных масел после первой буквы S или C несут информацию о степени сложности их эксплуатационных свойств по системе API и имеют следующие обозначения: 

  • группа масел для бензиновых двигателей: SA; SB; SC; SD; SE; SF; SG; SH; SJ; SL; SM; SN. Многие моторные масла, вследствие их устаревших спецификаций, вышли из обращения. В настоящее время основные производители качественных моторных масел выпускают две последние группы это:
    - SL – для автомобилей выпущенных до 2004 года
    - SM – для всех автомобилей, в том числе выпускаемых с 2004 года.
    - SN – для всех автомобилей, в том числе выпускаемых с 2010 года.
  • Группа масел для дизельных двигателей обозначаются: СA; СB; СC; СD; СD- II; СE; СF; СF-2; СF-4; СG-4; СH-4, CI-4, CI-4 PLUS, CJ-4.
  • Масла, имеющие после буквы цифру римскую II или латинскую 2, применяются для двухтактных малооборотистых дизельных двигателей. К ним относятся группы СD- II и СF-2. Масла, имеющие цифру 4, применяются для четырехтактных высокооборотных дизельных двигателей. Для современных дизелей наиболее приемлемы последние две группы это:
    - СI-4 – для автомобилей выпущенных до 2007 года
    - СJ-4 – для всех автомобилей, в том числе выпускаемых с 2007 года.
Чем дальше от начала латинского алфавита буква, тем выше качество масла.Поэтому масла, имеющие обозначение буквы дальше от начала латинского алфавита, могут заменить все предыдущие группы, относящиеся к этому типу двигателей. В группе моторных масел для бензиновых четырехтактных двигателей последняя группа SN успешно заменяет все предыдущие группы и даёт возможность не только максимально защитить двигатель, но и увеличить срок между заменами масла. В группе моторных масел для дизельных двигателей всё гораздо сложнее. Поэтому очень важно знать какая группа может заменить предыдущую, а какая нет: 

  • Группа СJ-4 может заменить: СA; СB; СC; СD; СE; СF; СF-4; СG-4, СH-4, CI, CI-4.
  • Группа СF-2 может заменить СA; СB; СC; СD; СD-II.
Есть специальная таблица спецификаций, по которой определяют до какого года выпуска двигателей можно применять то или иное моторное масло, а также их взаимозаменяемость. Любой покупатель может получить точные данные об области применения моторных масел у официальных дилеров 76 в каждом регионе, где он живёт.

Многие производители для облегчения выбора в применении моторных масел выпускают универсальные масла. В группу универсальных масел входят масла отвечающие требованиям по эксплуатационным качествам и для дизельных и для бензиновых двигателей. Такие масла обозначаются через косой штрих, например SH/СF, СF-4. По этой информации мы можем определить, что это масло подходит к автомобилям с бензиновыми двигателями, выпущенными до 1997 года. А для дизельных: СF – для дизелей работающих на топливе с высоким содержанием серы; СF-4 – для четырехтактных высокооборотных дизелей выпущенных до 1990 года. 

Примерно каждые 3-5 лет основные производители моторных масел вводят новую группу масел с более высокой спецификацией. В первую очередь это связанно с жёсткими требованиями ведущих производителей автомобилей, экологических сообществ и агенств, таких как: API, ISO, ACEA, ASTM, ЕМА, EPA, ILSAC, JAMA, SAE и многие другие. Каждая группа моторных масел отвечает требованиям только для определённых типов двигателей и до определённого года изготовления конструкций этого типа двигателя. 

Учёными Американского Института Нефти разработана логограмма, удостоверяющая о прохождении испытаний в API на подтверждение заявленных заводом-изготовителем всех качеств указанных для данного продукта в сертификате происхождения. Если моторное масло соответствует данным сертификата, то на упаковке этого масла устанавливается логограмма в виде двойного круга. В центре внутреннего круга указывается класс вязкости по SAE. В верхней части, между полуокружностями, указывается уровень эксплуатационных качеств по API. В нижней части, между полуокружностями, указывается информация об энергосберегающих свойствах масла (Energy Conserving), т.е. присутствуют или нет антифрикционные присадки группы ЕС

  • Если обозначено Energy Conserving ЕС, то это масло уменьшает расход топлива на 1,5%
  • Если обозначено Energy Conserving ЕС-II, то это масло уменьшает расход топлива на 2,7%
Учёными ILSAC - Международного Комитета по Стандартизации и Одобрению Смазочных Материалов дополнительно разработан сертификационный знак для бензиновых двигателей. Этот знак выполнен в виде “звёздчатой” логограммы, в центре которой написано: FOR GASOLINE ENGINES. Организация API лицензировало этот знак и при сертифицировании масел Американским Институтом Нефти, на соответствие классификации ILSAC, маркируют лицевую этикетку тары с маслом этой “звёздчатой” логограммой. 

В мире много производителей маркируют свою продукцию по классификации API и SAE, но только в США проводится тестирование масел на соответствие технических характеристик указанных на упаковке. Так, например, в США организация SAE ежегодно производит независимый отбор 300 имеющихся в продаже любых видов масел, от разных американских производителей и делает анализ на соответствие. Если указанные данные на упаковке не совпадают, то инспектирующие органы производят расследование по нахождению адреса производителя. Производители некачественной продукции несут очень жёсткие наказания. Суммы таких наказаний выражаются миллионами долларов, вследствие чего нет резона заниматься подделками по несоответствию выпускаемой продукции. А если это маленькие компании, то их в дополнение к штрафу ещё и лишают права на существование.

Ещё хотелось бы заострить Ваше внимание на группе продукции Технические Жидкости или так называемые – Присадки.
В России эти виды продукции получили широкую популярность. Особенно это касается всевозможных присадок для повышения уровня эксплуатационных свойств моторных масел. Каждый производитель таких присадок, конечно же, убеждён в том, что его изобретение уникально и подходит буквально для любого вида моторного масла. Однако каждый производитель смазочных материалов при разработке пакета присадок в конкретное базовое масло, тщательно компаундирует соотношения химических добавок для максимального эффекта по эксплуатационным свойствам данного масла. 

Многие ведущие мировые производители смазочных материалов категорически запрещают делать любые смешения с дополнительными присадками. Как только, в существующие в масле присадки, попадают дополнительные компоненты новой присадки, сразу начинается процесс взаимодействий химических элементов. 

Чаще всего происходит образование полимерной пленки, на которую происходит налипание коксовых отложений продуктов сгорания от топлива или металлических частиц от трущихся деталей. Кроме того, многие компоненты присадок начинают кристаллизоваться, тем самым, образуя пробки в маслопроводах. Вследствие чего происходит уменьшение подачи масла к трущимся деталям. Особенно это опасно, если сечение маслопровода имеет маленький диаметр или высокий коэффициент температурного расширения сопрягающихся деталей, как, например у нагнетающей воздух турбины двигателя. 

Рассмотрим один из примеров. В масляных компенсаторах впускных и выпускных клапанов головки двигателя очень маленькие зазоры – это заложено конструкцией изобретения этой системы. Как только отверстие толкателя забивается образовавшимися от дополнительной присадки кристаллами, сразу повышается коэффициент трения между сопрягающимися плоскостями толкателя и кулачка распределительного вала или коромысла. Начинает происходить полусухое трение, срабатываются калиброванные поверхности, увеличиваются зазоры и появляется стук в газораспределительном механизме. Вследствие чего, в место положительных результатов экспериментатор получает: повышенный расход топлива и масла, снижение динамики разгона автомобиля, повышенный шум работы двигателя, повышенное содержание углекислого газа в отработанных газах, плохой запуск двигателя и дополнительные расходы - на приобретение злополучной присадки и ремонт двигателя. 

Компания 76 не рекомендует смешивать любые виды масел 76 с присадками для повышения уровня эксплуатационных свойств не прошедшими испытаний в API с данным видом масла. Все виды продукции 76 обладают максимальными защитными свойствами и прошли самые жёсткие испытания, как в лабораториях заводов-изготовителей и научно-исследовательских институтах, так и у профессионалов автомобилистов и автогонщиков NASCAR.

Товары